Шаг 2. Учимся строить учетную политику

2.1 Главные цели при создании учетной политики.



В начале каждого года организация пересматривает свою учетную политику, вносит корректировки, чтобы следовать этой политике в течении всего года. С тех пор, как появился налоговый учет, стало удобнее делать два отдельных приказа «Учетная политика для бухгалтерского учета» и «Учетная политика для налогового учета», чтобы не смешивать все в одну кучу.


К созданию учетной политики не следует подходить формально. Чтобы не получилось так, что вы позаимствовали Учетную политику у какой-то другой организации, просто поставили там название своей организации, особо не вникая, что «внутри», а потом приходит налоговая проверка, читает вашу учетную политику, и выясняется, что вы ведете свой учет совершенно в другом направлении.


Это, конечно, я привела крайний случай безответственности главного бухгалтера, который нельзя оправдать даже сильной занятостью или недостатком знаний. Такие случаи мы оставляем «за бортом» нашего повествования, и будем только думать о том, как не просто подготовить Учетную политику, но и как сделать ее лучше.

Вот тут мы и столкнулись с самым важным вопросом – что означает это «лучше»?

Ну, во-первых, учетная политика просто описывает наш учет. Многие пункты действительно стандартные, и «перекочевывают» из одной учетной политики в другую: например, пункт, что организация утверждает план счетов, начисляет амортизацию (в основном все линейный способ используют), и некоторые другие пункты.

А вот дальше мы с вами должны определиться, какую цель мы преследуем:
1. как можно больше отложить уплату налога на прибыль, использовав при этом все имеющиеся возможности.
2. как можно больше сблизить бухгалтерский и налоговый учет, пожертвовав при этом более ранним начислением налога на прибыль.

На первый взгляд, ответ очевиден – если можно сэкономить на налогах, то нужно это делать! Ведь именно этого ждут от главных бухгалтеров собственники и руководители.
Но это только на первый взгляд! При ближайшем рассмотрении можно понять, что налоги не сокращаются, а всего лишь их уплата переносится на более поздний срок. Именно на это направлены все варианты налогового учета.

Судите сами, если мы выберем отражение доходов и расходов не методом начисления (по отгрузке), а кассовым методом (по оплате), то действительно нам не придется платить налог на прибыль до того времени, пока не поступят деньги на расчетный счет. Конечно, это экономия, т.к. денежные средства можно не отвлекать, а тратить на бизнес, но это превращает один учет сразу в два, т.к. метод учета доходов и расходов «кассовым методом» сразу, окончательно и бесповоротно разводит бухгалтерский и налоговый учет в разные стороны.

А насколько это выгодно – вести два раздельных учета? Вероятность ошибок резко возрастает, не говоря уже о людских ресурсах. На мой взгляд, это оправдано только в некоторых областях, например, у энергетиков, которые имеют громадную дебиторскую задолженность за сои услуги. Конечно, им имеет смысл платить налог на прибыль с оплаты.

Но если у вас небольшая или даже средняя или крупная компания, у которой нет такой специфики – большая дебиторская задолженность, то стоит ли вести два раздельных учета?
Коммерческая организация создана не для того, чтобы отгружать товары и услуги направо и налево, не требуя оплаты взамен. Бизнес есть бизнес, все должно оплачиваться, так что, если и есть задержки в оплате, то они незначительны, и в результате мало влияют на налог на прибыль.

Все тоже можно сказать и про другие льготы, например, амортизационная премия и повышающие коэффициенты на амортизацию. Подход должен быть индивидуальным. Если вы планируете переоборудовать производство, приобретая при этом дорогостоящее оборудование, то в таком случае, разумеется, нужно использовать все льготы, которые есть. А вот если вы купили один станок за 100000руб., то стоит ли использовать премию 10%, чтобы отсрочить 2400руб. оплаты налога на прибыль, и иметь различия в бухгалтерском и налоговом учете?

Решать, конечно, вам, но напоминаю, что это не экономия на налогах, а только их отсрочка. Мое убеждение, что Учетную политику нужно делать такую, чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет. На следующих шагах мы с вами будем полностью вести учет компании ООО «Спецодежда». А в этом шаге мы подготовим для этой компании учетную политику. Так вот, я постаралась эту учетную политику сделать такой, чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.



2.2 Что отразить в учетной политике.



Давайте сначала обратимся к бухгалтерскому учету и все основные элементы, которые должны быть в учетной политике, отразим в виде таблицы. Так удобнее и нагляднее. В столбце 1. таблицы вы найдете сам элемент, который должен быть отражен в учетной политике. В столбце 2. перечислены возможные варианты. В столбце 3. указано, для кого, собственно, данный элемент должен отражаться в учетной политике. В столбце 4. дополнительные комментарии, если в них есть необходимость.




Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.

Желаю удачи во всех ваших начинаниях!

Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП


Здесь можно записаться на тренинг

Вернуться к программе тренинга

На главную страницу

Зайдите на сайт "Как построить бюджет компании"

Зайдите на сайт "Как стать главным бухгалтером"

Сайт создан в системе uCoz